Бизнес 28 октября 2013 в 11:46

Закон сети

Парламентарий Ольга Белькова, интернет-предприниматель Виталий Бутенко и банкир Максим Корецкий о проекте закона "Об электронной коммерции"

О проекте закона ""Об электронной коммерции"

Украинский бизнес активно осваивает интернет. На протяжении трех последних лет рост online-продаж составляет 30-45%. Уходящий год — не исключение. Интерес государства к рынку электронной коммерции вполне логичен. Его налогообложение, регулирование становится приоритетным направлением. Безуспешные попытки узаконить e-commerce парламентарии предпринимали в 2003, 2006 и 2010 годах. Летом 2013-го группа депутатов представила на рассмотрение очередную версию проекта закона "Об электронной коммерции", который был подготовлен при содействии нескольких крупных игроков рынка. Чем он отличается от предыдущих и нужен ли бизнесу вообще, об этом "Инвестгазета" поговорила с одним из авторов документа — депутатом Ольгой Бельковой, а также с основателем крупного книжного интернет-магазина Yakaboo Виталием Бутенко и акционером Bitbank Максимом Корецким.

Что изменится, если закон вступит в силу? Что получит бизнес в сегментах B2B и B2C и что получит покупатель?

ОЛЬГА БЕЛЬКОВА. Цель закона — установить правила игры на рынке, который существует сам по себе уже около десяти лет. Мы считаем, что это создаст условия для того, чтобы предприниматели смогли завоевать доверие покупателей и органично развивать бизнес. Законопроект приравнивает электронную форму сделки к письменной. Заключенная в интернете сделка — будь то между юридическими лицами или между продавцом и конечным покупателем — даст сторонам те же гарантии, что и договор, оформленный на бумаге. В Украине под e-commerce понимают, прежде всего, торговлю в интернете. Думаю, представитель этого бизнеса Виталий Бутенко расскажет сам, нужен ли ему этот закон. Но в целом хочу сказать, что электронная коммерция — это гораздо более емкое понятие. Тот же Facebook или Google представители e-commerce. Что происходит сегодня? Например, вы заказываете в Google контекстную рекламу через сервис Google AdWords. Соглашаетесь с условиями предоставления услуги и переводите деньги на свой аккаунт в системе. Это, по сути, и есть ваш договор. Но юридической силы договор наподобные услуги в Украине пока не имеет. Хотя правоотношения между вами уже существуют. Закон вводит определения: электронная коммерция, электронный товар и ряд других, закрепляет права и обязанности не только продавца, но и покупателя. К примеру, сегодня сам факт заказа товара в электронной торговле не несет для покупателя юридических последствий. Никто не заставит его оплатить доставку, если он не захочет. Если клиент хочет гарантий со стороны продавца, например, что ему привезут качественный товар и сделают это вовремя, он должен понимать, заключая сделку, что берет на себя и некие обязательства. Надеюсь, закон сможет создать для бизнесменов условия для привлечения инвестиций в отрасль. Инвестор придет только тогда, когда будет понимать, по каким правилам работает рынок.

Вопрос к бизнесу. Нужна ли вам такая помощь от государства, или вам лучше не мешать?

ВИТАЛИЙ БУТЕНКО. У американцев есть выражение: если что-то работает, то не нужно его ремонтировать. С одной стороны, это верно. С другой — рынок не может все время формироваться стихийно. Это забег на короткую дистанцию. Закон нужен хотя бы потому, что ничего другого пока нет. Это база, на основании которой можно выстраивать рынок, учитывать и отстаивать интересы участников. Потребность в нем давно созрела. Уже есть крупные игроки, которые определяют развитие рынка. А для того, чтобы определить направление развития, нужны правила. Хотим мы этого или нет, но у нас есть государство — наш контрагент по части налогов, регуляторной среды, законодательству. Сегодня единого языка коммуникации между государством и нами, игроками рынка, нет. Есть общий Закон "О торговле", на который мы ориентируемся. Но нет такого понятия, как "электронная сделка". Оформить письменный договор с каждым покупателем нереально. Всех курьеров кассовыми аппаратами тоже не обеспечишь. Такая схема никогда не заработает. Пока со стороны властей есть понимание этой ситуации. Но это не дает нам гарантии, что оно сохранится и завтра. Мне как бизнесмену трудно в таких условиях строить планы даже на пять лет вперед. Любому инвестору, который решит инвестировать в нашу компанию, можно долго рассказывать о перспективах рынка. И он действительно очень привлекателен. Но на вопрос "а что, если…" мы не ответим. Закон, если он сможет дать такие ответы, нужен. Если он обозначит, что электронные сделки, заключенные по таким-то правилам, будут иметь правовую силу, нам будет спокойнее. Ожидать от него слишком много не стоит. Но он делает попытку придать понятную форму взаимоотношениям на рынке. Это само по себе уже полезно.

О проекте закона ""Об электронной коммерции"

МАКСИМ КОРЕЦКИЙ. Согласен, закон нужен. Причем всем участникам рынка: и сегментам B2B и B2C, и клиентам. А инвесторам он просто необходим. Я это говорю как акционер банка и как инвестбанкир, понимающий, что ищет инвестор в Украине. К сказанному могу добавить, что однозначно будет много тех, кому он не понравится. В интернете часто покупают не потому, что удобно, а потому, что дешевле. Зачастую не по объективным экономическим причинам (экономия на аренде офиса), а скорее из-за того, что кто-то работает "по-серому", не оформив предприятие и не платя налоги.

Как физически будет реализован механизм заключения электронной сделки? Что изменится для покупателя?

О.Б. Сделку в интернете можно подтвердить электронной подписью. У нас есть Закон "Об электронной подписи". Но процедура ее получения, увы, не очень четко прописана. Поэтому мы прописали возможность подтвердить сделку т.н. "двойным акцептом". По такому формату работают крупнейшие мировые online-магазины. Он состоит из двух действий. Первое — регистрация и авторизация на сайте, второе — подтверждение динамического кода, который генерируется на стороне продавца и присылается покупателю по SMS или email. Во всем мире считается, что для такого вида сделок, как покупка в интернете, этого достаточно.

Вопрос к Виталию. Интернет-магазины, наоборот, стремятся упростить процедуру покупки, сделать ее "в один клик". Регистрация, подтверждение кода — не отпугнет ли это клиентов?

В.Б. Это может негативно повлиять на конверсию (отношение кол-ва посетителей сайта к кол-ву покупок. — ИГ). Не каждый привыкший покупать в один клик захочет регистрироваться. Но у серьезного магазина, как правило, есть call-центр, который готов взять на себя процедуру оформления. У нас, например, около 60% заказов оформляются по телефону. Сократится ли число тех, кто будет покупать через сайт? Думаю, да. Но какие-то цифры тут назвать трудно. С другой стороны, есть много тех, для кого покупка в сети пока в диковинку. И если их убедить в ее безопасности, они могут восполнить эту потерю. Тут ситуация, когда нужно определиться, что важнее: упростить покупку или сделать ее безопасной. По своему опыту знаю, что за границей, не зарегистрировавшись в магазине, ты просто ничего не купишь. У нас пока специфика рынка другая. Появилось много сайтов-однодневок, о которых коллеги уже говорили. Они предлагают товар несколько дешевле, потому что… Мы все знаем, почему. Люди не хотят оставлять свои данные ненадежным торговцам.

О.Б. Дело в том, что они их так или иначе оставят. Чтобы продавец мог доставить товар, ему нужно знать, кому и куда его привозить. Клиент должен привыкнуть к тому, что оставлять данные о себе — это нормально. В целом по рынку e-commerce доля расчетов по безналу у нас пока не более 6%. Но уже есть сферы, где она достигает до 80%. Например, туризм. Там по безналу оплачивают путевки и билеты. На сайтах туроператоров люди регистрируются и платят по карточкам тысячи долларов. И им не кажется это нелогичным. Человек куда-то летит, и его не смущает, что авиакомпании нужны его данные. Нужно и клиента убедить в том, что они также нужны для того, чтобы доставить любой другой товар.

О проекте закона ""Об электронной коммерции"

М.К. По поводу подтверждения кодом. Нам, банкирам, выгодно его внедрение. Это постепенно приучит людей использовать платежные инструменты. Банки уже применяют этот механизм при расчетах online. Процедура по сути одна и та же. Человек сможет из дома в один клик оплатить товар или, например, взять кредит для его покупки. Многие магазины уже выросли из рамок Киева. Им нужно расширяться, завоевывать доверие людей в регионах. Мы обеспечим им возможность получения оплаты за товар, а магазины будут стимулировать людей пользоваться безналом. Вообще, рынок, о котором мы говорим, в Украине пока нельзя назвать e-commerce. Он есть в Европе, США. Там скорость оборачиваемости денег в сети очень высока. Уровень отказа товаров, оплаченных платежной картой, гораздо ниже, нежели наличными. Да, покупатель имеет право вернуть товар, тут проблем нет. Но это своего рода психологический барьер — он за него уже заплатил и в меньшей степени готов от него отказываться. Развитие рынка тормозят две вещи: недоверие людей к интернет-магазинам и их нежелание платить за товар сразу, а только после доставки.

В предыдущих проектах этого закона была норма, обязывающая интернет-магазины иметь собственные офисы, которая вызвала бурную критику коммерсантов. В этой редакции есть такое требование?

О.Б. Такой нормы нет. Я считаю, что решение о том, нужен офис или нет, должны принимать сами коммерсанты и инвесторы.

В.Б. Вводить ее было бы ошибкой. Это создает ненужный барьер для развития. Прелесть интернета в том, что за счет низкого входного порога у многих появляется возможность проявить себя в бизнесе. Чем меньше игроков, тем медленнее рынок развивается.

Как участники рынка восприняли эту версию закона? Была обратная связь?

О.Б. Я получила ряд критических замечаний. В основном от мелких магазинов и тех, кто принимает только наличные. Хочу их успокоить. Этот законопроект их вообще не касается. Если вы были в интернете просто витриной, то вы ею и останетесь. Это закон для тех, кто в работе намерен использовать современные безналичные средства платежа. Если люди будут ими активно пользоваться, от этого выиграет сам рынок e-commerce, банковский сектор и сам покупатель. Платежные карты нужно использовать по назначению, а не только снимать по ним наличные. Закон даст право выбора тем, кто хочет развивать бизнес системно и легально.

Много ли будет тех, кто захочет работать легально? Ведь бизнес в тени не из-за отсутствия четких правил игры, а скорее из-за тяжести налогов.

О.Б. Эту проблему закон не решает. Тех, кто не хочет платить налоги, он не заставит этого делать. Но это уже дело других органов. Моей целью как соавтора было предложить участникам рынка возможность выбора, которой у них пока нет. Вопросов незаконных copycat или кражи интеллектуальной собственности он не касается.

О проекте закона ""Об электронной коммерции"

В.Б. Это и должен быть именно выбор. Ни в коем случае не ограничение. Потребителей "законодательной палкой" в e-commerce не загонишь. Должно измениться их сознание, а это влияние множества факторов. Уже сегодня наблюдается разделение покупателей в сети на более и менее продвинутых. Но если завтра мы скажем, что в интернете можно будет покупать только по платежным картам, рынок просто ляжет.

Какие могут возникнуть трудности при внедрении такого закона?

О.Б. Сначала его должны принять. Пока он находится на рассмотрении комитетов Верховной Рады. Как говорится, дай нам бог дожить до этих проблем (смеется). Мы рассчитываем на то, что он будет принят до конца парламентского года (июнь 2014-го). Какие могут быть трудности? Может случиться такое, что госорганы будут по-разному его интерпретировать — иначе, чем бизнес и потребители. Но такая проблема есть у многих законов.

М.К. Будут протесты у людей, привыкших работать в нерегулируемом рынке, заявления о том, что кто-то пытается "задушить наш маленький бизнес" и т.п. Как водится, прежде всего от тех, кто закон даже читать не станет. Других проблем лично я не вижу.

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...