Бизнес 28 октября 2013 в 12:10

Шеф, поехали!

Как сделать прибыльной чужую идею, создав сервис заказа такси, который растет на 50% каждый год?

Виталий Дятленко

Виталий Дятленко, 25-летний выпускник факультета информатики Киево-Могилянской академии. Молодой, подтянутый, увлеченный — он выглядит типичным предпринимателем нового поколения. Еще на четвертом курсе Виталий пришел в компанию своего друга Дмитрия Дубровского — "Эвос", которая занимается созданием ПО полного цикла для служб такси. А вскоре создал сервис онлайн-заказа такси Uklon. Сейчас этот проект приносит около 400 тыс. грн. в год.

Низкий старт

Еще до того как пойти к Дубровскому в "Эвос", Виталий Дятленко успел поработать у его партнеров-конкурентов — в единственной компании, которая создала службу онлайн-заказа такси — taxi.in.ua. Идея была не новой — за рубежом подобные агрегаторы уже были. Но в Украине тогда работал только taxi.in.ua. Беда подобных проектов в том, что сделанный у них заказ отправляется диспетчеру конкретной службы такси, которую выбирает пользователь, что неудобно и для клиентов, и для диспетчеров. Последние часто забывают о заказах из сети, ведь для их исполнения сотрудникам колл-центров приходится звонить заказчику: уточнять информацию и просчитывать маршрут — словом, делать дополнительную работу. Соответственно, клиенты подолгу ждут машину, зачастую — впустую.

"Мы ничего не зарабатывали на этом проекте", — рассказывает Иван Чуперка, владелец taxi.in.ua. Он говорит, что не обижается на Дубровского, который реализовал его идею в "Эвосе", сумев даже монетизировать. "Мы до сих пор сотрудничаем с компанией Дубровского и делаем совместные проекты", — говорит Чуперка.

В 2008-м, к моменту, когда Дятленко решил разработать аналогичный сервис, ситуация на рынке такси была следующей: количество заказов, приходившееся на службы такси, зачастую превышало количество автомобилей в их автопарках. Поэтому крупнейшие службы начали создавать сервисы обмена, или "бочки" на сленге таксистов, объединяющие ряд такси общей базой, где заказы распределяются по мере загрузки. Сегодня таких "обменников" в столице работает пять-десять, к крупнейшим подключено до 100 диспетчерских. ПО для "бочек" создавалось в том числе и "Эвосом", в котором работал Дятленко, — именно с ними сотрудничает Uklon, поставляя в базу заказы, которые, минуя стадию "разговора с диспетчером", сразу попадают в общую базу.

Кстати, название компании происходит от слов Ukraine online — изначально создатели планировали сделать целый портал. На нем до сих пор можно найти новости, форум и др. Но после исследования рынка поняли, что пока стоит сосредоточиться на такси.

Для создания сайта не потребовалось много ресурсов. Штатный программист "Эвоса" написал ПО, Дятленко арендовал небольшой офис и подыскал четверых людей, которые обеспечили круглосуточную техподдержку. Проект запустился весной 2009 года, финансирование обеспечил Дубровский. По словам Дятленко, который стал миноритарным акционером, стартовые инвестиции не превысили $10 тыс.

Распространение и продвижение

Изначально предприниматели планировали использовать все виды продвижения — от раздачи визиток в бизнес-центрах до публикаций на разных порталах. "Мы напечатали 10 тыс. визиток, и все они просто канули в Лету, не принеся нам ни одного заказа. Размещать у себя на сайте баннерную рекламу для дополнительного заработка я опасаюсь— слишком легко потерять пользователей", — поясняет совладелец Uklon. Как показала практика, наибольшее количество клиентов принесли реклама в Google AdWords и статьи на Habrahabr — айтишников заинтересовал новый сервис. Именно IT-специалисты стали сначала первыми, а затем постоянными клиентами нового сервиса. Помимо того, что они делают заказы почти каждую неделю и рассказывают о сервисе своим знакомым, программисты еще и указывают на все ошибки и недочеты в работе Uklon, начиная от дизайна и заканчивая ПО. Дятленко к ним прислушивается.

Тем более что попробовав разные виды продвижения, он убедился, что сарафанное радио — самое эффективное. "Бывает, появляется клиент из точки "А". А затем с того же адреса начинает поступать большее количество заказов — значит, его коллеги или друзья также стали пользоваться сервисом", — делится наблюдениями совладелец Uklon.

Рекомендации пользователей и реклама в Google дали существенный прирост заказов — Uklon растет на 50% ежегодно. "Если в 2009-м, на старте, мы получали по 5-10 заказов и буквально тряслись над каждым, то сейчас их поступает более 500 в день", — с улыбкой говорит Дятленко, добавляя, что и сейчас стараются отслеживать судьбу каждого. За каждый выполненный заказ такси-партнер перечисляет ему комиссию — до 5%. Годовой оборот его детища, если исходить из стоимости среднего заказа в 40 грн., по самым скромным подсчетам составляет около 300-400 тыс. грн. Для компании, которая состоит из пяти вчерашних студентов — это очень неплохой результат. Тем более что затраты невелики: самая крупная инвестиция, которая была сделана в процессе развития — $2 тыс., потраченные на редизайн сайта в 2011 году.

Этого более чем достаточно, чтобы быть прибыльным — вложения Uklon окупил за полтора года, в ноль вышел в 2011-м. "Это очень успешный проект", — считает Иван Чуперка. Но Дятленко (не уточняя статей затрат) называет достаточно скромную рентабельность — 20-25%.

Рыночные отношения

Uklon занимает не слишком большую долю на рынке такси столицы: на него приходится около 500 поездок из примерно 10 тыс. рейсов, которые совершают столичные такси в день. В прошлые годы оборот компании рос на 50% и больше. Но столичный рынок ограничен. Во-первых, из-за того, что не все службы такси готовы идти на сотрудничество, во-вторых, из-за низкого уровня осведомленности клиентов и в третьих — из-за невысокого количества пользователей мобильного интернета, хотя у сервиса есть приложения для всех мобильных платформ, даже для Symbian (старая ОС Nokia).

Дятленко и его команда будут наращивать долю рынка за счет регионов. "В ближайших планах Львов", — рассказывает Виталий. По его словам, работа в других городах сильно отличается от столичной. В каждом миллионнике сложились свои правила. Например, в Донецке стоимость проезда в такси зависит от продолжительности поездки и не озвучивается в момент заказа машины.

Конкуренция в сфере онлайн-заказов такси достаточно специфическая. С одной стороны, некоторые начинающие диспетчерские не брезгуют взломом чужого ПО и воровством информации о клиентах и водителях, владельцы служб такси запускают на своих сайтах форму заказа онлайн. С другой — аналогов Uklon в столице по узнаваемости и востребованности пока нет.

"Мы начали сотрудничать с этим сервисом потому, что это дополнительная возможность заработка. Проблем с Uklon не возникает", — говорит Андрей Демидов, директор "Авеню-такси". По его словам, у них есть собственный сервис онлайн-заказа, но они не могут уделять ему достаточно времени для того, чтобы сделать его столь же востребованным, как Uklon. Аналогичной точки зрения придерживается и Андрей Андриянов, директор службы такси "Империя". "Это удобный сервис для клиентов и пользуется спросом у молодежи, которая на короткой ноге с мобильным интернетом", — говорит Андриянов.

В планах Uklon — наращивание присутствия в Киеве и регионах и возможный выход за рубеж. Если раньше Виталий Дятленко сам должен был искать партнеров среди служб такси, то теперь они хотят с ним сотрудничать — выгоды очевидны. "Мы работаем только с теми, кто может обеспечить вывоз достаточного количества наших заказов. Сейчас на рынке много служб, у которых по два автомобиля — с такими фирмами мы не сотрудничаем", — хвалится достижениями совладелец сервиса. Он планирует инвестировать средства в новые проекты. Какие — пока не решил, но они точно не будут иметь отношения к такси. По убеждению Дятленко, бизнес в нашей стране стоит диверсифицировать, и чем раньше, тем лучше.

автор:
Яна Беседа
раздел:

По теме:

Закон сети
Бизнес 28 октября 2013 в 11:46

Закон сети

Парламентарий Ольга Белькова, интернет-предприниматель Виталий Бутенко и банкир Максим Корецкий о проекте закона "Об электронной коммерции"

Экзотический актив
Бизнес 23 октября 2013 в 9:38

Экзотический актив

Один из самых экзотических госактивов Украины — доля в Международном центре по обогащению урана. 10% в нем обошлись в $800 тыс., но этот пакет позволяет экономить $1,2-1,8 млн. ежегодно.