Бизнес 13 июля 2011 в 13:43

Останется не более 3-4 операторов связи

Гендиректор компании "Датагруп" Александр Данченко о новых покупках, потенциальных покупателях и прибыльности бизнеса

\
Руководитель одного из крупнейших телекомоператоров Украины сравнивает вливание инвестиций в компанию "Датагруп" с вливанием топлива в ракету, которая давно ожидала старта, но ей не хватало для этого мощности. "Сделка сама по себе стала инструментом для рестарта компании", — говорит Данченко. Между тем $40 млн., полученных от фонда Horizon Capital прошлым летом, разлетелись как горячие пирожки. О том, куда были направлены инвестиции, когда компания будет готова к продаже и кого видит в роли нового собственника, рассказывает генеральный директор "Датагруп" Александр Данченко.

В прошлом году "Датагруп" закрыла сделку по продаже части акций фонду Horizon Capital. Что изменилось с тех пор?

Подпишитесь на канал DELO.UA

Деньги, которые "зашли", были распределены по проектам. Они полностью были проинвестированы до октября, а получили мы их в августе. Это говорит о том, что нам было куда инвестировать. Эффективность не заставила себя ждать. Основной показатель в телекоме — это абонентская база. В августе абонентов широкополосного доступа (ШПД) у "Датагруп" было около 36 тыс., на 1 июня — уже 100 тыс., а общая абонентская база "Домашнего телекома", включая цифровую телефонию, составляет 210 тыс. Такого роста нет ни у одного оператора. На этом мы не остановимся и будем продолжать активно развиваться.

На что вы потратили $40 млн., которые инвестировал фонд в компанию?

Стратегия "Датагруп" последних четырех лет — это баланс между органическим ростом и M&A. Поэтому деньги пошли на построение и развитие собственной сети ШПД по всей Украине, на покупки — одним словом, все ушло на инфраструктуру, на базе которой мы собираем "богатый урожай" в виде массовых подключений абонентов.

Вы говорили о том, что в ближайшие несколько лет планируете выйти в лидеры рынка связи и широкополосного доступа. Чего уже удалось достичь?

Мы всегда выполняем взятые на себя обязательства. Когда восемь лет назад "Датагруп" выходила на рынок фиксированной связи, то занимала где-то 30-е место на рынке. Сейчас мы уверенно входим в четверку. Аналогично мы начинали с 11-го места на рынке ШПД в прошлом году, сейчас — 6-е, но очень близки к 5-му месту. И думаю, что скоро мы там будем. Но это не самоцель, хотя и важно с точки зрения привлекательности для потенциальных инвесторов. Доля на рынке очень влияет на статус компании. Для нас важно то, насколько наши данные релевантные и честные. Рано или поздно компании будут проводить IPO или привлекать стратегов, и любой аудит выявит, что они представляют собой на самом деле. И второе: для инвестора очень важно, чтобы копания показывала прибыль и удерживала ARPU на прибыльном уровне. Этот вопрос намного важнее, чем рейтинг.

"Датагруп" сегодня прибыльна?

Мы были прибыльными все время. Только в 2008 году показали убыток, но он был сугубо бухгалтерским — это следствие курсовых разниц. По итогам 2010 года, согласно неаудированной отчетности, прибыль "Датагруп" составляет 16,7 млн. грн. Этот показатель в два раза больше аналогичного показателя 2009 года. Всю прибыль мы инвестируем дальше в построение сетей, возвращаем кредиты, берем новые. А неприбыльная компания рост показывать не может. Еще один важный показатель эффективности работы телекомоператора — EBITDA. Она у "Датагруп" колеблется в пределах 38-40% — это выше среднего по рынку.

Какой показатель ARPU у "Датагруп"?

Средний уровень ARPU в 2011 году снизился где-то на 8-10% по сравнению с 2010 годом, до 70-75 грн.

За год вы много покупали региональных операторов, планируются еще какие-либо покупки?

Сейчас на стадии завершения две сделки. Я думаю, что в ближайшее время мы о них объявим. На столичном рынке мы не рассматриваем покупки, поскольку рынок перегрет, на нем достаточно сильная конкуренция, и намного логичнее сейчас разобраться в регионах, где можно дешевле и быстрее приобрести абонента с более высоким ARPU, чем в Киеве. А через годик-два можно вернуться в столицу и работать здесь на вторичном рынке. Сейчас намного эффективнее работать в регионах. Мы не работаем по принципу "набрать побольше абонентов", как это практикуют другие. Сейчас многие компании, которые раньше раздували цену за счет абонентской базы, обращаются к нам с просьбой: "А не возьмете ли вы нас под свое управление?" Многие компании до сих пор живут какими-то докризисными ожиданиями высоких мультипликаторов, мало кто из них показывает прибыль. На них мы даже не смотрим.

Вы заговорили о мультипликаторах. Можете озвучить их порядок?

Очень сложно сказать, потому что рынок только начинает стабилизироваться и отсутствует единая методика оценки. Причем на рынке очень большой разброс цен. Такие компании, как "Датагруп", "Воля", имеют свой мультипликатор, он колеблется от 10 до 12 EBITDA. Но и эти показатели зависят от того, кто и как оценивает. Компании более мелкие оцениваются по мультипликаторам от 3,5 до 5,5 EBITDA максимум. Все весьма относительно. Ведь только недавно состоялась приватизация "Укртелекома", поэтому нужно еще время, чтобы рынок начал как-то ориентироваться в ценах. Сейчас очень важно, какую стратегию выберет "Укртелеком".

Кстати, об "Укртелекоме". Насколько, по вашему мнению, будет интересен этот оператор после продажи своего мобильного бизнеса?

"Укртелеком" будет интересен даже без лицензии, ведь в любом случае он остается монополистом на рынке связи. Все опять же зависит от того, какую стратегию выберут акционеры. Сейчас все заинтересованы в развитии ШПД, потом пойдут контент-услуги, в конце концов, настанет время конвергенции, о которой мы говорили 10 лет назад. Для конвергенции мобильщикам нужна будет фиксированная часть. И здесь "Укртелеком" будет достаточно привлекательным активом. А с учетом того, что это уже частная компания, ее эффективность явно повысится.

А как же бытующее мнение о том, что мобильная связь вытеснит фиксированную?

Это не более чем маркетинг мобильных операторов. Согласитесь, в разы дешевле в пределах города звонить с фиксированного телефона на фиксированный, а не с мобильного. Мобильные операторы "задавили" фиксированных рекламой и создали видимость того, что фиксированной связи нет. Как же нет, если "Датагруп" сегодня обслуживает 110 тыс. телефонных абонентов и эта база растет? Никуда в будущем мобильные операторы без фиксированной связи не денутся.

Кого из зарубежных операторов вы видите стратегическим инвестором "Датагруп" в будущем?

Со стороны акционера, конечно, больше важна в этом вопросе цена, а не кто купит. Очевидно, что российские компании больше заинтересованы в украинским рынке. С другой стороны, западный стратег оценит компанию выше, чем украинский. Вряд ли акционер откажется от лишних трех-десяти миллионов из-за имиджа покупателя. Но с российским капиталом легче работать — менталитет одинаковый, а у западного более прозрачные правила ведения бизнеса. Что касается синергетического эффекта, то слияние с украинским игроком в этом случае было бы максимально эффективно. Это и взаимодополняющие друг друга сети, и взаимодополняющий рынок, и снижение конкурентности. Поэтому все три варианта с точки зрения менеджмента интересны.

Мое личное желание как управленца: я бы хотел завершить цикл своего личного развития в телекоммуникационном бизнесе привлечением серьезного стратега, и мне, по сути, не важна его географическая принадлежность.

Когда компания будет готова к продаже?

Нашего инвестора интересует срок минимум три года. Но в любом случае каждая компания должна быть готова продаться в любой момент, потому что этот момент может наступить действительно неожиданно. Для этого его нужно почувствовать. Нам чуть-чуть не хватило опыта в 2008 году.

Вам кто-то предлагал тогда продаться?

Да, в 2008 году был момент, когда мы могли продаться даже дороже, чем сейчас, но тогда, повторюсь, нам не хватило элементарного опыта.

И кто вами на тот момент интересовался?

Я не могу сказать.

Сколько вам предлагали денег?

Более 300 миллионов долларов.

А сколько сегодня стоит "Датагруп"?

Знаю, что дорого, но конкретные цифры давно не узнавал. (улыбается)

Как будет меняться телекомрынок?

Однозначно рынок консолидируется. На нем будут присутствовать не более 3-4 операторов. Мелких провайдеров либо скупят, либо вытеснит первая тройка, я сейчас говорю о "Датагруп", "Укртелекоме" и "Вымпелкоме". Эти три компании сейчас выступают основными драйверами на рынке фиксированной связи. Какие-то небольшие сделки будут происходить. Возможно, "Воля" проведет IPO. "Вега" тоже должна стать частью стратега побольше. Немаловажно, опять-таки, какая стратегия будет принята в "Укртелекоме". Сейчас можно предположить, что они делают ставку на фиксированную связь и последующую продажу через какое-то время какому-то мобильному оператору. В этом есть резон. Ближе к концу года можно будет говорить о том, что и как будет происходить.

Загрузка...
Новое видео
Як залишатися у попиті і вміти пристосовуватися до змін — Валерія Заболотна
Загрузка...