Бизнес 12 июля 2004 в 15:32

Дорогое удовольствие от быстрой езды. Первый украинский автобан Киев — Одесса с каждым днем становится дороже

Как стало известно "Инвестгазете", прошлогодние договоренности двух глав государств — Президента Украины Леонида Кучмы и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони — о выделении итальянской компанией Torno Internazionale SpA 420 млн. евро на строительство

Как стало известно "Инвестгазете", прошлогодние договоренности двух глав государств — Президента Украины Леонида Кучмы и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони — о выделении итальянской компанией Torno Internazionale SpA 420 млн. евро на строительство автобана не выполняются. Деньги на условиях беспроцентного кредита сроком на 40 лет должны были поступить еще в начале года. В Минтрансе, как и в других ведомствах, официально объяснять, что же случилось с итальянскими инвесторами, не хотят. Однако дают понять, что вместо итальянских денег будут немецкие — правда, обойдутся они дороже, а отдавать придется быстрее

На прошлой неделе премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил о том, что Deutsche Bank намерен предоставить кредит в сумме $480 млн. на строительство автобана Киев — Одесса. "Сейчас с итальянской стороной вопрос непонятный. Соглашение было подписано, но деньги пока что от них не поступили", — рассказали в Укравтодоре.
Таким образом, правительство избрало на этот год более быстрое, но и более дорогое решение. Во-первых, крупнейший немецкий банк выдает кредит под гарантии украинского правительства. По предварительным данным, кредит будет предоставлен на семь лет с двухлетним льготным периодом. А выплата процентов будет осуществляться каждые полгода. К тому же ставка по кредиту составит Libor+6,8%. "Подписан договор о предоставлении кредита, но осталось согласовать технические вопросы", — сообщил глава пресс-центра Минфина Александр Ромасюк. Предполагается, что компенсация затрат, связанных с выполнением долговых обязательств по кредитам, привлеченным на реконструкцию дороги, будет проводиться за счет средств, предусмотренных в госбюджете на развитие и содержание автомобильных дорог. Скорее всего, в этом году итальянская сторона денег уже не предоставит — госбюджетом предусмотрено, что Кабмин имеет право на предоставление государственных гарантий на сумму 400 млн. евро. Подписание соглашения с немецким банком исчерпывает правительственный гарантийный лимит. "В этом году другого финансирования уже не будет, лимит на данный момент исчерпан", — заявил представитель Укравтодора.
Причины, по которым правительство пошло на привлечение столь дорогих денег, могут быть в первую очередь политическими: почему-то для многих украинских чиновников достройка этой дороги к определенной дате — например, к выборам президента, кажется важной и символической.
Хотя сам автобан, и прежде всего его качество, такой шумихи не стоит. Хотя министр транспорта Георгий Кирпа и заявлял ранее, что автобан будет сплошь шестиполосным в обоих направлениях движения, пока автомобилисты этого не заметили. Здесь уместно вспомнить, что понятие "автобан" было введено немцами, в частности, первая автомагистраль под таким названием была построена в 1932 году в соответствии с разработанной в период Веймарской республики (в 1928 г.) программой общественных работ. В ходе подготовки ко Второй мировой войне автобаны предназначались для обеспечения быстрой доставки воинских подразделений и грузов в районы ведения боевых действий. Этим объяснялось их конструктивное отличие от прочих дорожных сетей Германии: четыре семиметровые полосы в каждом направлении, обеспечивавшие перемещение моторизованных частей со скоростью не менее 50 км в час. Если кто ездил по автомагистрали хотя бы до Умани, хорошо знает, что украинский автобан порой переходит с трехполосной дороги на двух-, если не сказать — полутораполосную дорогу.
Ранее планировалось сдать первую очередь автобана в эксплуатацию к 24 августа, затем срок был перенесен на октябрь. Правительственные чиновники объясняют задержку неблагоприятными метеоусловиями и проблемами с финансированием. "Это первый опыт, у нас была не готова законодательная база для обеспечения строительства такого уровня. Потому все делается на ходу", — посетовал Янукович. По словам Георгия Кирпы, 270 км трассы европейского образца сдадут в эксплуатацию в первых числах октября. "Метеоусловия и вовремя неоформленная документация на получение кредитов внесли свои коррективы. Имеются проблемы с финансированием. Сейчас работы ведутся в долг", — отметил Кирпа.
Длина дороги составляет 454 километра, общая стоимость работ по строительству и реконструкции магистрали — 2,15 млрд. грн. В Минтрансе сообщили, что уже выполнен объем работ на 1 млрд. 350 млн. грн. "Однако оплачено только 950 млн. грн. — за счет кредитов, полученных в отечественных банках в 2003 — 2004 годах, а также за счет средств "Укрзализныци", — уточнил Георгий Кирпа.
Напомним, что в прошлом году Юго-Западная железная дорога под этот проект выпустила трехлетние облигации на сумму 500 млн. грн. Однако в Укравтодоре затруднились ответить, какая часть средств, привлеченных под облигационный заем, была направлена на строительство автобана. "Укрзализныця" финансировала строительство в прошлом и в этом году, но нам не было видно, какие это деньги, для нас это были деньги "Укрзализныци", — сообщил источник в Укравтодоре. — Часть поступивших средств была привлечена с помощью облигаций, часть в виде кредитов в украинских банках".
Каким образом правительство будет рассчитываться за полученный кредит — еще неизвестно. Те же "итальянские соглашения" предусматривали возвращение денег за счет эксплуатации платного автобана. По самым грубым подсчетам Минтранса, если хотя бы 20% из потенциального ежесуточного потока в 40 тыс. машин воспользуются услугами автобана, доходы могут составить чуть более 80 млн. грн. в год.

Подпишитесь на канал DELO.UA
Загрузка...
Новое видео
Family production: как киевская семья снимает рекламу для Diesel и Saint Laurent и получает Каннских львов
Загрузка...