25 января 2014 в 15:41

Ничего себе

Юрий Лопатинский — социальный предприниматель. Он создает бизнес, чтобы помогать другим. Так во Львове появились пекарня "Ореховый дом" и "Свечная мануфактура"

Социальный бизнес

Как проводит свой день 33-летний львовянин Юрий Лопатинский?

В основном — общаясь с женщинами, которые не нашли своего места в жизни, и пробуя печенье. Не самое обычное времяпровождение? Все просто: Лопатинский возглавляет филиал негосударственной благотворительной организации "Народная помощь", главный проект которой — женский кризисный центр.

Он не просит денег у филантропов и меценатов, а зарабатывает их сам. С помощью пекарни "Ореховый дом", где создают печенье ручной работы.

Предпосылки

Юрий Лопатинский, выпускник Мюнхенского университета Максимилиана Людвига по специальности "католическая теология", занялся благотворительными проектами в середине нулевых, когда пришел на работу во Львовский городской совет. Инициатив там было много, но они были бессистемными и зачастую не учитывали реальных потребностей нуждающихся. "В какой-то момент я понял, что просто не смогу перебороть эту государственную машину", — вспоминает Лопатинский. Поэтому он перешел в "Народную помощь" и возглавил филиал во Львове.

Организация начала работу с опроса бездомных. Помня, что далеко не все, что делал горсовет, было действительно им нужно, Юрий с помощью волонтеров решил выяснить реальные потребности этих людей. Когда собралось достаточное количество информации, он пришел к выводу, что городу нужен центр для женщин, попавших в кризисную ситуацию. Тех, которые лишились дома из-за проблем в семье, остались без документов, потеряли жилье в результате финансовых махинаций или никогда его не имели, воспитываясь в детском доме, — причины попадания в группу могли быть самыми разными.

Нельзя сказать, что этой проблемой власти не занимались. Во Львове действует госпрограмма помощи, работает приют на 14 мест. Но чтобы попасть в него максимум на две недели, необходимо собрать кипу документов. Выполнить требования крайне сложно, количество нуждающихся в помощи слишком велико, а двухнедельное пребывание в приюте, как правило, не возвращало женщин в общество. И Лопатинский решил открыть свой, альтернативный городскому центр.

Обогреть и приютить

Сложности начались с поиска подходящего здания. Власти обещали помочь, но так ничего и не сделали. Юрий начал самостоятельно искать подходящее помещение и сумел договориться об аренде с одним из львовских монастырей. "Монахи настороженно отнеслись к нашей просьбе, — с иронией вспоминает Лопатинский. — И были всерьез обеспокоены тем, что мы откроем бордель — что же еще можно предложить женщинам в кризисных ситуациях?" Но социальному бизнесмену удалось их переубедить.

Деньги на открытие центра — 5 тыс. евро — он нашел благодаря другому благотворительному проекту — "социальному такси" для пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных людей. Цены на проезд в нем были существенно ниже рыночных. Проект у него "не пошел". Лопатинский рассчитывал на содействие городских властей, но те так и не помогли, решив открыть аналогичную службу самостоятельно. Но городское такси так и не заработало, и Лопатинскому пришлось закрыть свое. Зато его работу оценили в голландской благотворительной организации De Tussenvoorziening и в международной юридической фирме Clifford Chance и профинансировали его центр для женщин.

Сейчас здесь проживают десять женщин. Все они не просто получили приют, но и обязались пройти программу адаптации и платят за проживание. Правда, символическую сумму — до 200 грн. в месяц. Ими занимаются психолог и социальный работник. На вопрос: "Откуда у бездомных деньги?" Юрий задает встречный: "А откуда у бездомных деньги на сигареты и водку?" По его словам, постоялицы центра подрабатывают, убирая мусор, помогая торговцам на рынках и т.д. Правда, с этим случались и казусы. Одна из женщин решила заработать, прося милостыню… от имени "Народной помощи".

Программа рассчитана на 14 месяцев — год женщины проходят адаптацию и еще два месяца помогают новичкам. Плата — важный аспект социализации. К примеру, два года назад расходы на приют — коммунальные услуги, аренду, зарплату сотрудников — превышали 10 тыс. грн. в месяц. Почти половина уходила на коммуналку — постоялицы центра не следили за количеством использованной воды, газа и света. Когда им пришлось платить, пусть и символическую сумму, расходы тут же сократились до 8 тыс. грн. в месяц.

Из 54 женщин, которые "прошли" через центр за три года, к прежнему образу жизни вернулись менее десяти. Это очень высокий показатель. К примеру, результативность аналогичных программ в странах ЕС, по словам голландских партнеров "Народной помощи", редко превышает 50-60%.

Успех в печи

Уже через полтора года стало понятно, что на одних грантах содержать центр невозможно. Поэтому Юрий Лопатинский решил открыть бизнес. Какой? Пекарню "Ореховый дом". В Германии у него вошло в привычку пить кофе с печеньем. "Мне не хватало хорошей выпечки во Львове", — говорит бизнесмен. В украинских магазинах действительно почти не найти печенья или сладостей ручной работы без вредных добавок, и Лопатинский решил восполнить пробел.

Первое печенье он выпекал дома сам и пробовал продавать его через многочисленные львовские кофейни. Однако начинающий предприниматель с коробкой образцов особого энтузиазма у рестораторов не вызывал. Управляющие от него просто отмахивались, пробиться к владельцам получалось далеко не всегда. Дело пошло только после того, как печенье появилось в сети ресторанов "Кумпель Груп" Марка Зархина. Известного львовского ресторатора Лопатинский встретил случайно, за столиком кафе Pasteria Bianco Rosso, и, набравшись смелости, предложил ему попробовать печенье собственного производства. "Тогда я все время носил коробочку с печеньем в рюкзаке", — вспоминает Юрий с улыбкой.

Поначалу Марк Зархин тоже отнесся к предпринимателю скептически — думал, что тот просто пытается получить деньги, прикрываясь благотворительностью. Но Лопатинский убедил его, что ищет возможность продавать свою продукцию. И Зархин решил попробовать. "Мы не поддерживаем благотворительный проект, а просто покупаем продукцию "Орехового дома". Соотношение цены и качества меня вполне устраивает", — объясняет свою логику владелец "Кумпель Груп". Начало было положено. Примеру Зархина стали следовать и владельцы других заведений. Сейчас выпечку "Орехового дома" продают в двух десятках кофеен.

Когда печенье "пошло", предприниматель понял, что пришло время открывать цех. Деньги в виде гранта выделило Австрийское министерство социальных дел и защиты прав потребителей — им пришлась по душе инициатива львовского бизнесмена. Мини-цех обошелся в 8,5 тыс. евро. Лопатинский нанял двух пекарей, а сам занялся продвижением. Пекарня успешно работает уже два года, но он по-прежнему контролирует все процессы — от разработки рецептов до упаковки.

"Ореховый дом" выпекает дорогое печенье — только из натуральных ингредиентов, не используя усилители вкуса или вредные добавки. Хотя на популярность работает и социальный аспект. Покупателям нравится помогать другим. "Пекарня "Ореховый дом" — это хорошая социальная инициатива", — говорит Андрей Худо, совладелец холдинга "!Фест". В его сети печенье Лопатинского не продается — у холдинга свои благотворительные проекты. "Но мы иногда помогаем им продуктами для выпечки, например, дарим шоколад", — рассказывает Худо.

Поддерживает "Ореховый дом" не только "!Фест". Упаковку для выпечки помогла сделать сеть АЗС "ОККО" концерна "Галнафтогаз" — волонтеры компании разработали дизайн бумажных пакетов и визиток для "Орехового дома". "Нам приятно наблюдать за успехами проекта "Ореховый дом", нашим сотрудникам важно принимать участие в подобных инициативах", — поясняет Мария Кучеренко, менеджер по проектам КСО концерна. Кстати, продукция пекарни продается и в Hot cafe сети "ОККО" во Львове.

Инвесткомпания Horizon Capital выбрала печенье "Орехового дома" в качестве новогоднего подарка клиентам и партнерам. "Я познакомилась с Юрием Лопатинским на семинаре Aspen Ukraine в ноябре прошлого года, тогда же узнала о его проекте "Ореховый дом", — рассказывает Наталия Яресько, соучредитель и главный исполнительный директор Horizon Capital. — Я верю в концепцию социального предпринимательства, и таким образом мы решили поддержать успешный пример данного бизнеса".

Харизматичность Лопатинского и его мотивация зарабатывать на благотворительность, а не простить денег у меценатов, помогает ему находить партнеров и соратников.

Ближний круг

"Я не экономист, цифры для меня — нечто слишком сложное", — признается Юрий. Когда бизнес стал расти, управление пекарней он поручил профессионалу Остапу Онишко — экономисту и маркетологу одной из львовских страховых компаний. Уговорить Онишко сменить сферу деятельности было непросто, но Лопатинский сделал предложение, от которого нельзя было отказаться: рассказал о социальной составляющей своего бизнеса и уйме идей, в реализации которых ему нужна помощь. Теперь Онишко отвечает за все операционное управление бизнесом и по мере сил участвует в других проектах основателя бизнеса.

С приходом специалиста дело пошло быстрее. В прошлом году в развитие пекарни было инвестировано еще 16,5 тыс. евро — деньги выделили голландские партнеры в виде долгосрочного беспроцентного кредита. Перед Новым годом пекарня переехала в большее помещение площадью 300 квадратных метров. Лопатинский с Онишко планируют открыть еще и небольшой магазин-кофейню в центре Львова. Сейчас, кроме кофеен, печенье продают из микроавтобуса — до последнего времени на собственную стационарную торговую точку не хватало средств, хотя за последний год пекарня "Ореховый дом" заработала около 300 тыс. грн.

В ближайших планах — покорение столицы. "Украинский ужин", на котором мы были в Киеве (в рамках Дней малого и среднего бизнеса, организованного Delo.ua. — Ред.), показал, что на нашу продукцию есть спрос не только во Львове — такого соотношения цены и качества, как у нас, у крупных пекарен нет", — говорит Юрий Лопатинский.

Рентабельность пекарни — 25-30%. Этого хватает на содержание женского центра — основного благотворительного проекта "Народной помощи", зарплату сотрудников, включая Онишко и Лопатинского, и выплаты по кредиту. "Мы зарабатываем деньги, помогая другим. Для меня это важно", — объясняет социальный бизнесмен. По его словам, ему интересно реализовывать идеи, которые "валяются под ногами". Останавливаться на существующих проектах Лопатинский не собирается. К примеру, чтобы вовлечь женщин в рабочий процесс и улучшить их социальную адаптацию, он решил создать еще один проект. Перед Новым годом предприниматель открыл "Свечную мануфактуру" — магазин со свечами ручной работы, созданными его подопечными.

автор:
раздел:

По теме:

Украинцы с молотка
Образ жизни 02 декабря 2013 в 12:59

Украинцы с молотка

Мировой арт-рынок ставит рекорды — цена самой дорогой работы выросла до $142,4 млн. Украинские авторы в тренде: в ноябре, впервые в истории Sotheby"s, работы украинских авторов получили "свою" категорию и были успешно проданы

Город азиатской еды
Образ жизни 22 ноября 2013 в 9:42

Город азиатской еды

Куала-Лумпур знаменит башнями Петронас, удачно отвлекающими внимание обычных туристов от главного достояния города — уличной еды

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...