17 февраля 2002 в 12:54

Бывший "Черноморский судостроительный завод" продают по частям

На повторную продажу выставлен 25%-ный пакет акций ОАО "Судостроительная верфь "Меридиан". Кроме этого, готовятся к проведению коммерческих конкурсов по продаже пакетов акций другие предприятия, образованные в процессе реструктуризации Черноморского судос

На повторную продажу выставлен 25%-ный пакет акций ОАО "Судостроительная верфь "Меридиан". Кроме этого, готовятся к проведению коммерческих конкурсов по продаже пакетов акций другие предприятия, образованные в процессе реструктуризации Черноморского судостроительного завода

В нынешнем году началась масштабная приватизация предприятий, созданных в процессе реструктуризации Черноморского судостроительного завода. Успешно продан голландской компании B.V. Holding Maatscgappij Damen (мировой лидер судостроения) 78%-ный пакет акций ОАО "Судостроительный завод "Океан". В августе этого года был предложен к продаже блокирующий пакет акций ОАО "Судостроительная верфь "Меридиан". К сожалению, первый конкурс по продаже 25%-ного пакета не принес желаемого результата. Коммерческий конкурс признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок на участие. Сейчас Фонд государственного имущества объявил повторный конкурс по продаже пакета акций ОАО "Судостроительная верфь "Меридиан". Первоначальная цена пакета акций на этот раз снижена на 25% и составляет 6 млн. грн., что является существенной разницей. Однако в условиях конкурса фигурирует обязательство погашения задолженности перед бюджетом в размере 672,8 тыс. грн. Вместе с тем готовятся конкурсы по продаже пакетов акций других предприятий, образованных в процессе реструктуризации, которые будут проведены региональными отделениями ФГИУ. На региональном уровне планируется продажа 51,00%-ного пакета акций ОАО "Николаевская малотоннажная верфь", 33,958%-ного пакета акций ОАО "Черноморский машиностроительный завод", 25,00%-ного пакета акций ОАО "Малярно-изоляционное предприятие "Радуга" и 25,00%-ного пакета акций ОАО "Черноморский мебельный завод "Черномормебель".

Черноморский судостроительный завод являлся гигантом судостроительной индустрии Украины. На первом этапе своей истории предприятие выпускало подводные лодки и миноносцы. В 50-е годы завод освоил выпуск судов гражданского назначения, танкеров, траулеров, китобаз, сухогрузов, научно-иследовательских судов. Его продукция хорошо известна во многих странах Западной Европы и Азии.

На сегодняшний день мощнейшее судостроительное предприятие Европы имеет обоснованные перспективы развития. Строятся корабли для ВМФ Украины, суда для иностранных заказчиков. Предприятие является первым на територии Украины, которое подписало контракт с фирмой SENER на внедрение системы FORAN. (Система предназначена для проектирования судов любых типов и может быть адаптирована к особым требованиям каждой конкретной верфи как в части проектирования, так и в части строительства судов.) Опыт строительства более 60 проектов судов и кораблей позволяет компании создавать любую судостроительную продукцию.

Как и большинство предприятий бывшего СССР, Черноморский судостроительный завод имел огромные размеры и включал в свой состав множество структурных подразделений. Ни для кого не секрет, что большие размеры производственных площадей не всегда способствуют получению больших прибылей. Детальное изучение ситуации на украинских судостроительных заводах, анализ соответствующей международной практики показали необходимость реорганизации такого производства. В целях уменьшения производственных затрат и снижения себестоимости продукции, оптимизации системы управления производством в 1998 году проведена реструктуризация государственного предприятия "Черноморский судостроительный завод".

Реструктуризация Черноморского судостроительного завода

Реструктуризация была проведена по принципу завершенности производства продукции. Было выделено 6 предприятий, на основе которых была создана Государственная акционерная холдинговая компания "Черноморский судостроительный завод".

В отдельные предприятия выделены:

ОАО "Судостроительная верфь "Меридиан";

ОАО "Николаевская малотоннажная верфь";

ОАО "Черноморский машиностроительный завод";

ОАО "Малярно-изоляционное предприятие "Радуга";

ОАО "Черноморский мебельный завод "Черномормебель";

ОАО "Строительно-монтажное управление "Черноморсервис".

Государственная поддержка

Как и во многих странах, судостроение является одним из приоритетных отраслей экономики Украины. В этой отрасли сосредоточен большой научно-технический потенциал. Общий экономический кризис, затронувший все отрасли промышленности, усугубляется спецификой судостроения, эта отрасль как никакая другая требует государственной поддержки.

В 2000 году на базе трех судостроительных заводов, находящихся в пределах города Николаева, была создана специальная экономическая зона "Николаев".

Государственная акционерная холдинговая компания "Черноморский судостроительный завод" является субъектом специальной экономической зоны "Николаев" согласно Закону Украины "О специальной экономической зоне "Николаев" №1909-14 от 13.07.2000 года. На протяжении 30 лет предприятия ГАХК имеют право на специальные таможенный и налоговый режимы экономической деятельности. Основные нормы специального (льготного) режима экономической деятельности для юридических лиц, реализующих на предприятиях судостроительной промышленности инвестиционные проекты стоимостью более $3 млн., а в машиностроительной промышленности — более $1 млн., предусматривают освобождение от уплаты:

- пошлин и НДС с товаров, поставленных для производства внутри экономической зоны на протяжении 5 лет;

- налога с прибыли на протяжении первых 3-х лет, а на протяжении 4-6 лет — 50% от действующей ставки налогообложения;

- налога на часть прибыли, которая реинвестируется в производство на протяжении 10 лет.

Кроме того, субъекты специальной экономической зоны "Николаев" освобождаются от обязательной продажи валюты, полученной от реализации продукции, изготовленной в СЭЗ.

ОАО "Судостроительная верфь "Меридиан"

Судостроительная верфь "Меридиан" создана на базе основанного в 1949 году обособленного поточно-позиционного производства судов. Здесь на горизонтальном стапеле в крытом эллинге длиной 400 метров было построено за 50 лет более 540 судов и подводных лодок. За период своего функционирования "Судостроительная верфь "Меридиан" передала в эксплуатацию более 540 надводных и подводных судов, в том числе 81 судно для нужд Министерства обороны, 10 судов — для геологических исследований и 438 — для рыболовной отрасли.

Корпоратизация ОАО "Судостроительная верфь "Меридиан" началась в 1997 году. Уставный фонд предприятия составляет 9727000 грн. На сегодняшний день на льготных условиях реализовано 15,74% акций. Высшему и среднему звену руководства предприятия до конца года будет реализовано 5,00%. В те же сроки планируется реализовать на фондовой бирже 3,26%-ный пакет акций.

В отличие от "Океана", специализирующегося на производстве торговых судов, основными видами деятельности судостроительной верфи являются строительство больших морозильных траулеров, сухогрузов, рефрижераторов, краболовов, пунцеловов максимальной шириной до 16,5 м, длиной 120-130 м. Предприятие имеет сертификат соответствия системы качества требованиям стандарта ISO-9002-94, что позволяет ему заключать контракты с зарубежными заказчиками. Основными заказчиками предприятия являются российские и западноевропейские рыболовные компании.

ОАО "Черноморский машиностроительный завод"

ОАО "Черноморский машиностроительный завод" специализируется на выпуске литых и кованых заготовок из стали, чугуна, цветных сплавов, выпускает якорные цепи калибров от 46 до 81 мм для комплектации судов и плавучих буровых установок, судовых паровых и утилизационных котлов, палубных механизмов, рулевых и дейдвудных устройств, звукосигнальных средств, различных крепежей.

Корпоратизация Черноморского машиностроительного завода началась в 1999 году путем преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество. Уставный фонд предприятия составляет 5034000 грн. 51% уставного фонда ОАО передан в управление ГАХК "Черноморский судостроительный завод". На сегодняшний день на льготных условиях реализовано 5,042% акций. Пакет акций в размере 10,00% выставлен для продажи на Николаевском филиале УФБ.

Черноморский машиностроительный завод оснащен универсальным технологическим оборудованием и имеет возможность освоения выпуска любого вида машиностроительной продукции. Основными видами деятельности предприятия являются строительство и ремонт судов, производство продукции черной металлургии, чугунное, стальное литье, литье легких металлов, производство металлических конструкций, цистерн и контейнеров, обработка и покрытие металла, ковка, штамповка.

Основным рынком сбыта являются судостроительные предприятия Украины и зарубежья, в частности Болгария, Россия, Польша, Германия. Кроме того, продукция предприятия пользуется спросом в добывающей, пищевой промышленности, сельскохозяйственной и других отраслях.

ОАО "Малярно-изоляторное предприятие "Радуга"

ОАО МИП "Радуга" — специализированное предприятие по струйному очищению и покраске металлических поверхностей, монтажу изоляции, укладке мастичных и керамических покрытий.

Уставный фонд ОАО "МИП "Радуга" составляет 6147000 грн. 51% уставного фонда ОАО передан в управление ГАХК "Черноморский судостроительный завод". На сегодняшний день на льготных условиях реализовано 10,20% акций. Пакет акций в размере 13,8% выставлен для продажи на Николаевском филиале УФБ.

ОАО МИП "Радуга" выполняет комплекс работ по защите металлоконструкций в судостроительстве, судоремонте и машиностроении, магистральных трубопроводов, резервуаров химической, нефтяной и газовой промышленности, нанесению тепло- и звукоизоляции материалов, противопожарной изоляции и огнестойких мастичных покрытий, керамических и ковровых материалов, гарантийному обслуживанию. Технология антикоррозийной защиты обеспечивает струйное очищение до степени Sa-3 согласно требованиям ISO 8501-1988; SSPS-SP; BS-4232; DIN 55928; JSRASPSS-1975, нанесение защитных лакокрасочных покрытий методом безвоздушного распыления.

Предприятие ведет активный поиск заказчиков. На сегодняшний день ОАО выполняет заказы не только ГАХК "Черноморский судостроительный завод", но и других предприятий. Завод активно сотрудничает в вопросах ремонта судов с предприятиями Севастополя, Ильичевска, Одессы. Концепция ОАО МИП "Радуга" по антикоррозийной защите объектов трубопроводного транспорта нефтегазового комплекса Украины — одно из последних технологических достижений предприятия.

ОАО "Николаевская малотоннажная верфь"

ОАО "Николаевская малотоннажная верфь" основано в 1998 году на площадках цеха крупнопанельного строительства Черноморского судостроительного завода. Целью основания малотоннажной верфи было строительство ветровых и моторных судов разнообразного назначения тоннажем до 22 — 25 тонн.

Уставный фонд ОАО составляет 2 614 500 грн. На сегодняшний день реализовано на льготных условиях 7,92% акций, на Николаевском филиале УФБ — 41,1% акций ОАО. Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины начало подготовку к проведению конкурса по продаже контрольного (51%-ного) пакета акций предприятия.

В течение 1998-1999 гг. предприятие осуществляло модернизацию производства с целью возможности строительства малотоннажных судов. В 2000 году начались работы по строительству первого судна — моторной яхты тоннажем 22 тонны.

В Украине начинают пользоваться спросом малые рыбацкие суда длиной 12-18 м., причем рынок сбыта этих судов с каждым годом будет расти. Спрос на эту продукцию — 3-7 судов в год. Также существует спрос на рабочие катера, катера таможенной службы, рыбоохраны внутренних вод. Объемы спроса на рабочие катера — 5-15 судов в год и 3-8 судов других типов для государственных организаций.

ОАО "Черномормебель"

Предприятие было основано как цех по производству товаров народного потребления в составе Черноморского судостроительного завода в 1974 году. Корпоратизация Черноморского государственного мебельного завода "Черномормебель" была проведена в 1999 году. На его основе было образовано ОАО "ЧМЗ "Черномормебель". Уставный фонд предприятия составляет 771 000 грн. 51% уставного фонда ОАО передан в управление ГАХК "Черноморский судостроительный завод". На сегодняшний день на льготных условиях реализовано 24% акций. Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины начало подготовку к проведению конкурса по продаже блокирующего (25% + 1 акция) пакета акций предприятия.

ОАО ЧМЗ "Черномормебель" специализируется на изготовлении судовой мебели, а также предметов мебели народного потребления, пластика и изделий из пластмассы. На предприятии установлено современное оборудование итальянского и германского производства, имеются большие производственные и хозяйственные площади.

Основная номенклатура включает мебель для судов различного назначения, в том числе офисную, корпусную, мягкую мебель для населения современного дизайна с использованием натуральных материалов, пластика различной толщины, изделий из пластмассы.

Рынок сбыта продукции предприятия не ограничен южным регионом Украины, завод поставляет мебель в Россию, Грецию, Эстонию и другие страны.

автор:
раздел:

По теме:

Слияния/поглощения
Экономика 17 февраля 2002 в 12:47

Слияния/поглощения

Mannesmann — Vodafone: сделка на $300 млрд.
Руководство немецкой телекоммуникационной фирмы Mannesmann в Дюссельдорфе обсуждает свой ответ на предложение о слиянии с англо-американской фирмой сотовой связи Vodafone. В результате этой сделки, явившейся п

Своим энергетика ни к чему
Экономика 17 февраля 2002 в 12:46

Своим энергетика ни к чему

Фонд Госимущества окончательно похоронил надежды РАО "ЕЭС России" и "Полтаваоблэнерго" на приобретение пакетов акций шести облэнерго. Таким образом, в конкурсе примут участие только иностранные компании. Что, в общем-то, было понятно еще с самого начала

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...